Познать Лилит? Еще раз о еврейской демонологии

демонология евреи ЛилитТворя человека в райском саду, Господь использовал прочный, хотя и прозаический материал. Землю. Отсюда – происхождение имени первого человека. Адам – от древнееврейского «адама» – земля. А вот его подругу, как повествует мидраш (комментарий, дополняющий текст Пятикнижия), Господь творил из трех остальных стихий: огня, воды и воздуха. Вероятно, она должна была укреплять человека, окрылять его и вдохновлять на творческие свершения.

Примечательно, что первоначально женщина задумывалась как существо более сильное, мудрое и зрелое чем мужчина. Не сложилось. Вернее, не совсем сложилось. Но не с этим ли связано то почтительное уважение к женщине, которое всегда сохранялось в еврейской среде? Даже тогда, когда окружающие народы были заражены самыми тяжелыми формами воинствующего патриархата?

Согласно преданию, Господь представил Адама первоженщине – Лилит в момент, когда последний безмятежно спал. Ревнивая дама решила уточнить: «Он для меня или я для него?» «Ты для него» – прозвучал ожидаемый ответ. Топнув ногой, строптивица отказалась служить «этому, из глины».

И была отправлена в ссылку, в сумрак, где и стала прародительницей демонов. Адам же, усыпленный на октаву крепче, был подвергнут непростой хирургической операции разделения надвое, в результате чего и появилась на свет более понятная, близкая Адаму и простая в использовании Ева.

Дети сумерек

демонология евреи ЛилитКстати имя Лилит наша героиня получила уже в изгнании. Происхождение его не до конца ясно. Возможно, корень имени в персидском слове «лиль» – что переводится как привидение, дух. Вовсе не обязательно злой…

По одной из версий, Лилит стала супругой царя демонов Асмодея. По другой, ее судьба сложилась более драматично. Потому что влечение ее неизменно и непреложно лежит к Адаму, а он давно и безнадежно занят! И гордая красавица пытается дотянуться до него из своего сумеречного далека, прорастив щупальца в наш, полдневный мир.

Еврейские фольклорные источники полны легенд о бедолагах, вступившими в брак с демоницами, и даже прижившими от них детей, о последствиях этих союзов, включающих судебные иски. Как правило, истицей выступает сумеречная вдова покойного, предъявляющая претензии к его дневной, ни о чем не подозревающей вдове. Частный гид по Израилю возможно, сможет показать Вам дома, пользующиеся недоброй славой как гнезда демонов, и каббалистические амулеты, призванные защищать от подобных атак и соблазнов.

Индивидуальная экскурсия по Иерусалиму позволит увидеть охранные знаки на фасадах домов – должные защищать от возможного вторжения. Как правило, таким образом, жители Иерусалима оберегали и оберегают детей. Лилит способна «выпить дыхание с детских губ». Не со зла. Но есть дети, которых демоны искренне считают своими. Какое-то время играют с ними во сне. А потом присоединяют их к своей воздушной стае.

Не только русалочка

Есть у дочерей Лилит и другой путь. Путь воплотиться.

Я с неба ночного упала
На эти сухие поля
И встала. И к дому чужому пришла
Притворилась своей…

демонология евреи ЛилитВ этих словах Анны Ахматовой, горькой музы земли русской – своеобразная программа приземления и легализации сумеречной девушки в доме своего избранника. Программа, надо сказать очень редкая. Редко, очень редко дочери Лилит решаются на такое. «Притвориться своей» надолго не получается, «терпкая, злая истома», великий соблазн и великая скорбь изначально отравляет жизнь подобной пары, ибо многим может одарить Лилит, но только не счастьем.

Во всяком случае, не тем «простым, человеческим счастьем» с горящим очагом и улыбками детей…

Слишком тесно крылатой душе в человеческом теле, слишком тяжко ей, привыкшей к бескрайней свободе, в нашем мире, полном обязанностей и условностей, да и просто, слишком плохо сочетаются Лилит – и прялка, Лилит – и кастрюли, Лилит – и подойник. Да и времени на попытки свить гнездо с избранником дается немного, то ли семь лет, то ли только три года – об этом спорят разные источники. Человеческое тело, такое непривычное для Лилит, слишком тонко и непрочно, чтобы долго хранить ее беспокойный дух, который топит его, как огонек топит воск.

Иногда она успевает оставить дитя… Ох и неуютно ему потом в мире людей! Хотя, как правило, это дети с задатками гениев.

В культурном пространстве молодого Израиля такой «иной по жизни», мятущейся, сумеречной, жаждущей любви, рано сгоревшей, была великая поэтесса Рахель Блувштейн. Ее принято называть по имени, просто Рахель… Будем в Иерусалиме, на персональной экскурсии я покажу вам дом, где она провела свои последние годы. И стихи почитаем. Они прекрасны.

Человеку изначально присуща двойственность – учили еврейские мудрецы эпохи создания Талмуда. Недаром у него две руки, две ноги, два уха и два глаза (мы, с высоты интеллектуальной базы человека 21 века добавим – и два мозговых полушария). Чего ж удивляться, что рядом с ним, за правым и левым его плечом стоят две разные женщины? С одной он садит сад, строит дом и растит детей. Другая… другая иногда ему снится.

Гид по Израилю Екатерина Хмелева

кнопка вверх