Храм Надежды

Храм Воскресения Христова, в Средние Века прозванный Святым Гробом. Каков он?
Сей лес запутанных колонн,Паломники у Голгофы
Мозаик, фресок, риз мерцанье,
Давящий свод, молчащий гром,
И тонкой свечки трепетанье,   
Латинской литургии ход,
Под копотью крестов сеченье:
Где каждый, уходя в поход,
Оставил верности реченье.
Пространство чуда и тюрьмы,
Пещер и статуй, узости и дали.
Здесь летопись одной судьбы,
Что до сих пор не дописали.

Мы читаем летопись этой судьбы, стараясь узнать в сумрачном романском соборе пригородный ландшафт двух тысячелетней давности, где произошли главные события сакральной истории – смерть и воскресение Иисуса Христа.  Голую скалистую вершину, где римляне распинали преступников, цепочку пещерных склепов, и, рядом, небольшую масличную рощу.

Именно там, на границе кладбища и цветущего сада, на границе жизни и смерти, происходит встреча воскресшего Иисуса и самой любимой, самой преданной его ученицы – Марии из Магдалы.

Кем же она была?

В католической традиции ее принято считать бывшей блудницей. Статус, у которого нет абсолютно никаких оснований. Кроме мнения папы Григория Великого, который, в седьмом веке нашей эры постановил, что спутница Иисуса Мария из города Магдалы, и грешница, которую праведник из Назарета спас от побиения камнями – это одно и то же лицо. На основании чего он так решил? Вопрос не праздный. Ведь имя женщины, которой Иисус сказал: «Ступай, и больше не греши», в Евангельском рассказе даже не названо…

Что же говорят Евангелия именно о Марии Магдалине?

Свидетельства первоисточника очень скупы. Кроме того, что она сопровождала Иисуса по Галилее, вместе с другими женщинами, мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем до финальных аккордов  земной судьбы ее учителя – его распятия.

Кто страдает больше, тот, кого мучают, или тот, кто видит муку любимого существа? В день казни и суда, Мария неотлучно с Иисусом, она страдает вместе с ним. Все ученики, будущие апостолы, разбежались, то ли в страхе, то ли не в силах смириться с плачевным концом учителя.

И только Мария…

Она следует за ним в толпе, идущей на Голгофу, она стоит у распятия, она готовит его к погребению – омывает, умащает бальзамическими маслами, и укладывает на погребальное ложе. И именно она, согласно иудейскому обычаю, приходит к гробу на третий день после погребения. И там Иисус, Иисус воскресший, открывается ей.

храм надеждыСвидание это – свидание с живым после последнего прощания, скупое по форме, исполнено однако такого душевного трепета, напряжения и лиризма, что его почти невозможно читать без слез.

Поистине «Благая весть для человеков», оно – прообраз всех свиданий, всех встреч в раю, всех грядущих соединений горнего, обетованного, преображенного мира, когда не будет уже больше потерь, и  когда все уставшие найдут успокоение, томимые жаждой – влагу, а все любящие прижмут к сердцу утраченных возлюбленных, чтобы никогда боле их не терять.

Недаром эту сцену так любят изображать живописцы, вот, это движение Марии к Иисусу, взгляд, просиявший сквозь слезы, ее неверие и робкую радость… «Ты ли?!»…

….Об этом думается каждый раз, когда переходишь от древнеиудейских гробниц к пределу Марии Магдалины, иначе называемому пределом Встречи.

А Храм Гроба Господня хочется назвать еще и Храмом Надежды…

Частный гид по Израилю Екатерина Хмелева

кнопка вверх